1. Кто назвал пчелу медоносной и почему?
Впервые Карл Линней (1758) наэвал пчелу медоносной (Apis mellifera).
В отличие от огромного количствад (около 20 тые. видов) других насекомых — представителей семейства пчелиных, медо- носная пчела живет семьями и собирает большие количества меда в запас, благодаря чему приобрела большое хозяйственное значение и распространение во всем мире.
2.Как возникло сообщество пчел?
В глубокой древности медоносные пчелы жили в одиночку. Адаптируясь к резко меняющимся внешним условиям, пчелы объе- динились в небольшие колонии. В процессе микроэволюции, то есть непрерывного совершенствования способа жизни внутри вида, женские особи обособились в две разновидности: рабочие пчелы и матки. Роль маток постепенно ограничивалась и свелась только к кладке яиц, а число маток сократилось до одной. Рабочие пчелы заботились о кормлении личинок, сборе корма, строительстве сотов и т. д. В связи с этой деятельностью у них сформировались новые органы, а функция их яичников атрофиро- валась.
Распределение обязанностей в семье уменьшило самостоятель- ность ее членов. Их жизнь стала зависеть от всего сообщества. Пчела самостоятельно может прожить не более суток, а в семье несколько месяцев.
Благодаря общественному образу жизни пчелы приспособи- лись делать большие запасы корма, охранять гнездо, регулиро- вать микроклимат.
3. Что объединяет пчел в семью?
Всех особей пчелиной семьи объединяют: происхождение (все пчелы и трутни являются потомками одной матки); забота о потомстве (кормление расплода, защита гнезда и регулирова- ние микроклимата своего жилища); неспособность членов сообше- ства к самостоятельному существованию; выполнение опреде- ленных работ отдельными особями и группами пчел в зависимости от возраста и физиологического состояния их организма.
4. Какую роль в жизни семьи играют пищевые контакты?
Пищевые контакты играют объединяющую роль. Пчелы обмениваются кормом с первых дней жизни. При этом одна пчела просит корм, вытягивая хоботок, а другая в ответ на раздра- жение рефлекторно отрыгивает из медового зобика каплю корма.
При вскармливании группе пчел радиоактивного корма было установлено, что через 4 ч этот корм был обнаружен у 16— 24% ульевых и 62% летных пчел. Наиболее активно передают корм 4-дневные особи, с 5-го дня активность пчел во взаимном кормлении падает и на 7-й день почти прекращается. Одноднев- ные пчелы во взаимном кормлении не участвуют.
5. Какую роль играют феромоны в жизни пчелиной семьи?
Феромоны — биологически активные вещества, выделяемые пчелами в окружающую среду. Все особи пчелиной семьи выде-
ляют феромоны, которые имеют непосредственное отношение к регулированию физиологического состояния и поведения членов семьи.
Наиболее высокой активностью обладает феромон матки — маточное вещество. С его помощью матка привлекает, трутней во время брачного полета в воздухе и рабочих пчел внутри семьи, а также оказывает стерилизующее действие на рабочих пчел, предупреждая откладку ими неоплодотворенных яиц, и сдержива- ет выращивание в семье новых маток.
Рабочие пчелы, в окружение которых попадает матка при свободном передвижении по сотам, слизывают с ее тела феромоны и передают остальным членам семьи. Через феромоны пчелы узна- ют о состоянии матки.
Помимо феромонов, связанных с размножением, в семье :пчел существуют феромоны, регулирующие выполнение работ. Для ох- раны семьи от врагов существует феромон тревоги. Информацию о выполняемой работе несет комплекс феромонов, выделяемых насоновой железой рабочей пчелы.
6. Что собой представляет маточное вещество?
Маточное вещество — ароматическая маслянистая жидкость, продуцируемая челюстными железами плодной матки и пропиты- вающая покровы ее тела.
В состав маточного вещества .входит липидный комплекс. Один из компонентов этого комплекса — жирная кислота, назы- ваемая 9-окси-деци-транс-2-эноевая кислота, или 9-ОДК, выраба- тываемая мандибулярными железами матки. При введении ее в гемолимфу рабочей пчелы удается вызвать торможение форми- рования яиц не в полной мере, так как в состав маточного веще- ства входит еще 9-гидроокси-деци-транс-2-эноевая кислота, кото- рая тоже образуется в мандибулярных железах. Эта кислота уве- личивает эффект 9-ОДК. В мандибулярной железе матки обнару- жено вещество, представляющее собой метил-9-оксоден-транс-2- эноат, которое действует как половой гормон.
7. Имеются ли феромоны у неплодной матки?
Неплодная матка выделяет половые феромоны (эктогормоны) верхнечелюстными железами во время брачных полетов. По спе- цифическому запаху трутни отыскивают матку в воздухе, вблизи улья на половой феромон неплодной матки трутни не реагиру- ют. В процессе привлечения трутней большую роль играет и феро- мон тергальных желез брюшка пчелиной матки.
8. Сколько лет может жить семья пчел?
Непрерывность существования семьи обеспечивается ее спо-
собностью к воспроизведению новых поколений. Индивидуальные свойства семьи сохраняются лишь до тех пор, пока в ней живет од- на и та же матка. После замены старой матки новой изменяются и свойства пчелиной семьи: на смену прежнему поколению появляет- ся новое поколение пчел с другими наследственными признаками. Г. А. Кожевников (1930) сравнивает пчелиную семью с “живым потоком, то более, то менее полным, постоянным в целом, но не постоянным в составных частях.
9. Какую объединяющую роль играют сигнальные движения?
Сигнальные движения — своеобразный язык пчел, посредством которого пчелы обмениваются информацией о найденном источни- ке корма. Сигнальные движения не только указывают на место на- хождения источника корма, но и позволяют вовлечь возможно большее число пчел на сбор нектара и пыльцы через контактное восприятие запаха цветков, который принесла разведчица.
Если медоносы находятся вблизи улья, то пчела выполняет круговые движения. Информацию о расстоянии до источника не- ктара пчелы передают с помощью виляющих движений брюшка и продолжительностью жужжания.
10. Каким образом пчелы различают запах отдельных цветков?
Пчела может различать свыше 40 видов пахучих веществ и некоторые из них улавливать в очень низких концентрациях. Обоняние играет существенную роль при отыскивании источников корма и мобилизации для его сбора. Пчела приносит вместе с нектаром запах растения, с которого он собран. Данный аромат пчелы воспринимают как сигнал к полету и поискам растения с та- ким запахом.