До конца двадцатого столетия на пасеках в Сибири вирусных болезней не было. О вирусных болезнях имели понятие только из учебников по болезням пчел. В частности, описание мешотчатого расплода. Но так как эта болезнь на пасеках не наблюдалась, то пчеловоды не реагировали на сообщения в печати. А некоторые пчеловоды встретили с недоверием сообщения ученого д.б.н. Р.И.Салчаника о том, что он успешно вылечил от вирусных болезней и спас десятки тысяч пчелиных семей на Дальнем Востоке. Пчеловоды посчитали, что мешотчатый расплод если и появляется на пасеках Сибири, то завозится с пакетами пчел с Кавказа, и избавлялись от этой болезни простым способом, а именно сжигали всех пчел с подозрением на заболевание. Мед использовали для питания человека, а соты перетапливались. После такой процедуры про болезнь забывали.
Первое тревожное событие произошло в 1986 году, погибла целая пасека в пчелохозяйстве Ояшинское (Новосибирской области) от черного паралича. Его еще называют болезнь лесного взятка, черная болезнь, синдром черного облысения, майская болезнь, острый паралич, вирусный паралич. Вирусы поражают куколок и взрослых медоносных пчел. Обследуя пчелиные хозяйства, мы обнаружили эту болезнь на тех пасеках, где пчел привозили в пакетах из Закарпатья и с Северного Кавказа. У местных среднерусских пчел болезнь не наблюдали.
Первые признаки появления черного паралича обнаруживали в жаркое время июня и июля. На пасеке можно увидеть пчел, прилетевших с обножкой и сидящих черных блестящих пчел без одной волосинки на всем теле. Они стараются, как бы, стряхнуть с себя что-то, но движения вялые. Здоровые пчелы не пускают их в улей, иногда сбрасывают с прилетки. Первое время это наблюдалось на отдельных семьях и даже пасеках, но большой тревоги у пчеловодов не возникало.
Беда грянула неожиданно. На пасеках пчелиные семьи работали успешно. В зависимости от кормовой базы и квалификации пчеловода товарного меда получали от 30 до 80 кг в среднем от каждой семьи, или 60-110 кг валового меда. После успешного сезона пчеловоды собрали гнезда на зиму. Некоторые пчеловоды после сборки гнезд не заглядывали в ульи до постановки пчел в зимовник. Когда наступает время вносить ульи в зимовник, пчеловод обнаруживает в каждом улье рамки с медом, капель поноса на рамках нет, живых пчел в улье нет, мертвых пчел в улье нет. Пчеловод заявляет, что пчелы у него слетели. Хотя таких пасек много, но ни один пчеловод не видел, чтобы из улья слетали пчелы. Кто более внимательно наблюдает за пчелами, тот обнаруживает такую картину. В конце августа, собрав гнезда на зиму, семьи занимают 11-12 улечек. Через две недели начинает смотреть, половина рамок уже без пчел, еще через две недели - на всех рамках пчел нет. В улье нет ни мертвых, ни живых. Рядом с ульями мертвых пчел тоже нет. В этом случае четко проявляется закон сохранения семьи: каждая пчела, или матка, или трутень, если чувствует, что приходит конец жизненного пути, сама себя выбрасывает из гнезда (из улья). Иногда она падает рядом с ульем, часто отлетает на несколько метров от него. Мертвых пчел охотно собирают синицы и поползни, поэтому мертвые пчелы на пасеке не обнаруживаются.
Гибель пчел от вируса часто совпадала с гибелью пчел от ядохимикатов при обработке полей рапса и черной горчицы. Все это создало панику среди пчеловодов и СМИ. Объявили коллапс пчелиных семей.
Но среди пчеловодов - промышленников, имеющих на пасеках от 200 до 2000 пчелиных семей, никакого коллапса не обнаруживается, они продолжают спокойно работать.
В настоящее время известно свыше 20 вирусов, вызывающих вышеописанные болезни пчел. Замечено, что везде, где пчелы погибли, пчеловод допустил небрежность в борьбе с варратозом пчел. Выяснилось, что клещ варроа Якобсони, вызывающий болезнь – варротоз, является распространителем вирусных заболеваний.
Вирусные болезни пчел появились на Востоке еще в тридцатых годах прошлого столетия. Клещ варроа Якобсони на пасеках Дальнего Востока появился в начале шестидесятых годов двадцатого столетия. С 1961 года под руководством Г.Д.Билаша началась эпопея скрещивания пчел и испытания пород пчел. В эту шумную компанию рассылки маток и пчел с Дальнего Востока распространили клеща варроа Якобсони от берегов Тихого океана до Бреста и пустили в Европу через пасеки Болгарии и Чехословакии.
После длительного изучения вирусных заболеваний и поисков лекарств против этих болезней был создан препарат на основе фермента эндонуклеазы. В Новосибирской области разработан препарат Эндоглюкин, который в настоящее время производит ООО «Северный стиль» (г. Москва). Испытание этого препарата в лабораторных условиях и на пасеках показало, что оно не только избавляет от вируса, но и способствует быстрому развитию пчелиных семей. В 1982 году в Ленинградском ветеринарном институте Госагропрома СССР и Институте цитологии и генетики Сибирского отделения АН СССР (г. Новосибирск) были проведены испытания и доказана противовирусная активность эндонуклеазы в отношении РНК и ДНК, содержащих вирусы на культуре клеток куриного эмбриона.
В Эндоглюкине содержится фермент эндонуклеаза, стимулирующий развитие пчелиной семьи и подавляющий размножение вирусов. Эндонуклеаза также присутствует в норме в организме человека, состоит из цепочек нуклеотидов, которые при распаде являются частью пищевой цепочки любого организма и полностью биодеградируют. Этот фермент действует непосредственно на развивающуюся личинку через пищевые контакты пчел и личинок. Через пищевые контакты они воздействуют на пчелиную матку и увеличивают яйцекладку.
После успешных результатов применения Эндоглюкина на научных и учебных пасеках приступили к широким производственным испытаниям. С 1992 года эти испытания провели во всех регионах СНГ на 25 тысячах пчелиных семей. Испытания проходили на промышленных пасеках, имеющих от 100 до 2000 пчелосемей и любительских пасеках от 5 до 20 улеев. Эти испытания полностью подтвердили результаты, полученные на научных пасеках.
Производственная проверка подтвердила данные о полной безопасности препарата. Применение противовирусного препарата Эндоглюкин помогает избежать гибели пчелиных семей, оздоровившиеся семьи быстро наращивают силу, а это основа высокой продуктивности пчел. В связи с тем, что переносчиком вирусных инфекций у пчел являются паразитирующие на них клещи, возникает необходимость сочетания противовирусной обработки и борьбы с варратозом. Это дает в конечном итоге высокий экономический эффект.
В.Г.Кашковский, профессор, д.в.н.
Л.В.Келин, к.э.н.