Капова пещера

Это одна из самых больших и живописных карстовых пещер Башкортостана. Пещера Шульган-Таш занимает на сегодняшний день пятое место по длине (изученная длина - 2 910 м) и второе — по глубине (амплитуда — 160 м) среди пещер республики.

Славу пещере принесла живопись времен позднего палеолита, возраст которой составляет 17 тысяч лет! Радиоуглеродный анализ доказал палеолитический возраст рисунков. Ранее пещерные палеолитические рисунки находили только в Испании и Франции.

Палеолитическая живопись обнаружена в четырех залах пещеры: Купольный, Знаков и Хаоса (первый этаж) и в зале Рисунков (второй этаж). В пещере преобладают абстрактные знаки (38%), на втором месте стоят трудно различимые красочные пятна — реликты разрушенных временем рисунков (32%), на третьем — зооморфные изображения (27%). Среди зооморфных рисунков преобладают мамонты и лошади, однако известны быки, зубры, олени, бараны. Красные лошадки, мамонты и знаки Шульган-Таш — послание наших далеких предков.

Пещера начинается грандиозным гротом Портал. Справа под его сводом находится Голубое озеро: при солнечном свете вода его голубеет, на скалах играют блики. Вода поступает в озеро по карстовым каналам Подземного Шульгана. Миллионы лет назад этот поток, размывая известняковый массив, создал саму пещеру. Речка Шульган поглощается в скальной воронке в 3 км к северу от пещеры, протекает под суходолом, появляется в полостях дальнего района пещеры, опять скрывается в сифоне и выходит на свет, образуя Голубое озеро. Слева у Портала находится также Круглое озеро глубиной 6 м, вода в нем летом застаивается. В народе считается, что Голубое озеро — источник с живой водой, а Круглое — с мертвой. Некоторые люди стремятся попить воды из Голубого озера, считая ее лечебной. Существует поверье, что воздух и глина пещеры также целебны. На самом деле оздоровительный эффект в пещерах создают чистота, ионизация воздуха и небольшое содержание в нем газа радона.

В башкирском фольклоре существует много преданий и эпических произведений, связанных с Голубым озером или с пещерой Шульган-Таш. Общим для них является мотив выхода коней или скота из озера. Он присутствует там, где необходимо обосновать чудесное происхождение этих животных (эпосы «Кара-юрга», «Акхак-Кола», «Куныр Буга»). Все они восходят к своему древнему прототипу — эпосу «Акбузат».

В эпосе «Акбузат» батыр заставил побежденного им повелителя подводного мира Шульгана (Шульгена) рядом с озером вырубить в скале гигантскую пещеру — стойло для своего коня Акбузата.

Мифологический основой эпоса «Урал-батыр» является миф инициации (посвящения) культурного героя — батыра Урала и его брата и противника Шульгана (Шульгена). Сюжет делится на две части: детство и отрочество с одной стороны, и подвиги героя в ходе путешествия принимает законченную форму — Урал стал защитником и повелителем мира Света и Добра, а коварный Шульган выступил на стороне Зла и Тьмы в лице змей-драконов (дивов). В неравной схватке Урал-батыр с помощью крылатого коня Акбузата и своих сыновей побеждает чудовищ, складывает из них горы — сушу и осушает воды всемирного потопа. Добравшись до родника с живой водой, он узнает от старика-предка сокровенную мудрость — закон вечного круговращения Жизни и Смерти, что изменяет его планы. Он орошает (освящает) созданную им землю для того, чтобы она жила вечно. Последним подвигом Урала стала его попытка окончательно победить сил Зла. Пытаясь выпить воды бездонного озера, где укрылись дивы и змеи во главе с Шульганом, он погибает — чудовища поражают его изнутри. Перед смертью оставляет ряд наказов, призванных установить мир и порядок среди людей, в том числе — необходимость юношам проходить обряд испытания (инициации).

По мнению А.И.Смирнова, уникальность пещеры Шульган-Таш(Капова) заключается в трех ее основных аспектах: спелеологическом — как редком природном объекте Урала; археологическом — как пещеры с живописью древнего человека; этнографическом — как конкретного объекта, к которому привязываются действия многих легенд, сказаний и поверий.